8 клас

19.05.20. - 22.05.20
Тема: Вагітність. Ембріональний період розвитку людини. Плацента, її функції.
Постембріональний розвиток людини.  Репродуктивне здоров’я.
Беременность — это состояние женщины, в организме которой развивается будущий ребёнок.
BingImages_32254.png
       На время беременности прекращается созревание новых яйцеклеток и менструации. В организме женщины происходят гормональные перестройки, значительные изменения во всех процессах обмена веществ, вырабатываются вещества, необходимые для нормального развития зародыша.
         В развитии человека выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
Эмбриональный период (в среднем 280 суток) делится на начальный, зародышевый и плодный периоды.
img7.jpg
Начальный период развития
Начальный период — 1-я неделя развития. В этот период происходит формирование бластулы и её прикрепление к слизистой матки.
124.jpg
        Оплодотворённая яйцеклетка (зигота), продвигаясь по маточной трубе, одновременно делится, превращаясь в многоклеточный зародыш, и через 45 дней попадает в полость матки (к этому моменту микроскопический зародыш состоит из 3032 клеток). В течение одного-двух дней зародыш остаётся в матке в свободном состоянии, а затем погружается в её слизистую оболочку (эндометрий) и прикрепляется к ней (происходит имплантация).       Начинается зародышевый период внутриутробного развития.
Зародышевый период. Зародышевые оболочки. Формирование плаценты 
Зародышевый период — 2-я — 8-я недели.
pic122.png
Органы начинают закладываться к концу 3-й недели.
На 5-й неделе образуются зачатки конечностей.
На 68-й неделях глаза смещаются к передней поверхности лица, черты которого начинают обозначаться.
К концу 8-й недели закладка органов заканчивается, и начинается формирование органов и систем органов.
222933-02.png
Из части клеток зародыша формируются оболочки:
  • наружная оболочка имеет ворсинки с капиллярами (хорион — будущая плацента). Через ворсинки происходит питание и дыхание зародыша.
  • Внутри ворсинчатой оболочки имеется ещё одна (тонкая и прозрачная — амнион), которая образует плодный пузырь. В жидкости пузыря плавает зародыш, что предохраняет его от механических повреждений.
К концу 2-го месяца внутриутробного развития ворсинки сохраняются только на той стороне зародышевой оболочки, которая обращена к матке. Эти ворсинки разрастаются и разветвляются, погружаясь в слизистую матки, обильно снабжённую кровеносными сосудами — развивается плацента. Она имеет форму диска, прочно укреплённого в слизистой оболочке матки.
       Через стенку кровеносных капилляров и ворсинок плаценты идёт обмен газами и питательными веществами между организмом матери и ребёнка.
Обрати внимание!
Кровь матери и плода никогда не смешивается.
плацента.jpg
Через 8 недель зародыш становится плодом, связанным с плацентой и организмом матери через пупочный канатик, или пуповину. С этого момента начинается плодный период внутриутробного развития.
Плодный период
Плодный период — с 9-й недели до рождения.
Головка и туловище формируются к концу 2-го месяца.
На 3-м месяце формируются конечности.
На 5-м месяце начинаются шевеления плода.
К концу 6-го месяца заканчивается формирование внутренних органов.
На 78-м месяцах плод уже жизнеспособен (вне организма матери).
На 40-й неделе наступают роды.
Роды
      Период внутриутробного развития заканчивается рождением ребёнка. К моменту родов плод в матке обычно располагается головой вниз. 
images.jpg
     Начало родов связано с выделением гормона гипофиза окситоцина, действующего на мышцы матки. Они начинают сильно сокращаться (родовые схватки), и плод проталкивается к шейке матки, а затем — во влагалище.
      Женщина (роженица) на последнем этапе родов помогает схваткам, сокращая мышцы живота и диафрагмы (потуги). Процесс родов требует от матери огромных усилий и затрат энергии. В результате напряжённой работы мышц ребёнок проходит шейку матки, влагалище, и происходит его рождение.
       Как только голова плода появляется снаружи, акушер (врач, помогающий женщине при родах) захватывает её и освобождает плечи и остальную часть тела ребёнка.
     Сразу после родов нужно извлечь слизь изо рта и глотки ребёнка. Первый крик ребёнка — это признак начала лёгочного дыхания. Лёгкие ребёнка наполняются воздухом, и с этого момента он дышит самостоятельно (а не получает кислород из материнской крови через плаценту).
       Затем перевязывают и перерезают пуповину (остаток пуповины засыхает и отпадает через несколько дней, оставляя лишь небольшой рубец — пупок).
       Через 1520 мин. после родов плацента отделяется от матки и вместе с остатками пуповины и оболочками плода выходит наружу.
        К моменту рождения молочные железы матери начинают вырабатывать молоко, которое содержит абсолютно все вещества, необходимые для ребёнка. Кроме того, вещества, содержащиеся в молоке, предохраняют детский организм от многих инфекционных заболеваний.
Гигиена беременной
       Во время беременности возрастают нагрузки на все системы органов женщины: опорно-двигательную, кровеносную, выделительную и др. — поэтому женщина в этот период должна избегать повышенных нагрузок и стрессов.
        Очень полезны при беременности прогулки на свежем воздухе. Пища должна быть легкоусвояемой и не вызывать сильного брожения в кишечнике.
         Исключается употребление веществ (алкоголь, табак, наркотики, многие лекарственные препараты), которые, проникая через плаценту в зародыш, могут привести к нарушениям в его развитии, что может привести к появлению на свет ослабленного новорожденного, который в дальнейшем будет отставать в развитии от своих сверстников.
Постэмбриональный этап развития ребёнка включает следующие периоды:
  • новорожденности — первые 4 недели после рождения;
  • грудной — с 4-й недели до 1 года;
  • ясельный — от 1 до 3 лет;
  • дошкольный — с 3 до 6 лет;
  • школьный — с 67 до 1617 лет.
      С момента рождения до наступления зрелости рост и развитие организма происходит неравномерно. Периоды ускоренного роста и развития чередуются с их замедлением. Наиболее интенсивны рост и развитие в первый год жизни и в период полового созревания. До периода полового созревания длина тела увеличивается в основном за счёт роста ног, а после его завершения — за счёт туловища. В процессе роста и развития изменяются и пропорции тела человека, что хорошо заметно по соотношению размеров головы и тела.
mb4_024.jpg
Половое созревание мальчиков
        Первые признаки полового созревания мальчика — увеличение размеров семенников и наружных половых органов. В семенниках начинают созревать сперматозоиды и вырабатывается мужской половой гормон, под действием которого формируются мужские вторичные половые признаки. 
лет, затем постепенно прекращается.
Половое созревание девочек
      У девочек к 10 годам увеличивается выделение гормонов гипофиза, которые вызывают рост яичников. В яичниках начинают вырабатываться женские половые гормоны, под воздействием которых развиваются женские вторичные половые признаки.
В возрасте 4555 лет менструальные циклы у женщины прекращаются — наступает менопауза.
 Характеристика подросткового периода
     Подростки — это не дети, но ещё и не взрослые. В подростковый период (у девочек с 12 до 15 лет, у мальчиков — с 13 до 16 лет) в организме происходят изменения, подготавливающие половую, физическую и психическую зрелость человека. 
      Подросткам в это время требуется полноценное питание, с достаточным содержанием белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.
        В период полового созревания возникает взаимный интерес полов, стремление понравиться друг другу. В то же время повышенная секреция половых гормонов обусловливает повышенную эмоциональность, необъяснимое беспокойство, смятение. Подросток становится конфликтным и дерзким. В этом возрасте большое значение имеет самовоспитание.
       Физический и умственный труд, занятия спортом, общественная работа способствуют гармоничному развитию подростка, воспитанию здоровых, сильных и духовно богатых людей.
        В подростковом возрасте особенно опасны курение и употребление алкоголя, которые задерживают умственное и физическое развитие.
        От курения нарушается деятельность нервной системы, сердца, кровеносных сосудов, печени, системы размножения; кожа желтеет или бледнеет, теряет свою эластичность и свежесть, зубы желтеют, появляется неприятный запах изо рта.
         Употребление спиртного ослабляет контроль человека за своим поведением, притупляет стыд, чувство брезгливости и собственной безопасности.
         Так как в подростковом возрасте активно развивается репродуктивная система, курение, употребление алкоголя и наркотиков может повлиять на возможность иметь здоровое потомство в будущем.

D7t7L_tNWiE.jpg

Д.З.
                    1. Прочитайте  информацию по данной теме.
                    2. Выпишите в тетрадь краткую информацию .
                    3. Выполните тест. Завдання необхідно виконати до  25 травня 17:00 
Код доступу 2697155 посилання  join.naurok.ua





12.05.-.15.05.20.
Тема:  РОЗМНОЖЕННЯ ТА РОЗВИТОК ЛЮДИНИ (орієнтовно 4 год)
Будова та функції  репродуктивної системи. Статеві клітини. Запліднення. Менструальний цикл.


Видео


Мужская половая система.
1. Внутренние половые органы.
Мужская половая система состоит из парных желез – яичек, или семенников с придатками,находящимися в кожном мешочке – мошонке, семявыносящих протоков и полового члена (пениса).
В семенниках развиваются сперматозоиды вырабатывается мужской половой гормон – тестостерон.
В половом члене расположен мочеиспускательный канал, выводящий мочу из организма, а в других случаях через него извергается сперма  семенная жидкость, содержащая сперматозоиды – мужские половые клетки. Существует ещё несколько желез, самая крупная из которых – предстательная железа.
Семенники (яички)  половые железы, вырабатывают сперматозоиды и мужские половые гормоны.
Семенные протоки
Предстательная железа (простата)  вырабатывает  секрет.
Мошонка  содержит внутри семенники, поддерживает их to.
Половой член (пенис)  выведение мочи, введение спермы во влагалище женщины.
Внутренние половые органы мужчины представлены половыми железами (семенниками, или яичками), придатками яичек, семявыносящим протоком, семенными пузырьками, предстательной и куперовой железами.
Семенник (яичко) – парная половая железа. Семенники вырабатывают и выделяют живые половые клетки – сперматозоиды. Семенники покрыты плотной соединительно-тканной оболочкой, внутри них расположены извитые семенные канальцы общей длиной до 400 метров, в которых образуются сперматозоиды. Для образования живых сперматозоидов необходима температура ниже температуры тела, поэтому семенники вынесены из полости тела в мошонку. В придатках семенников накапливаются выработанные сперматозоиды.
Семенные пузырьки, предстательная железа и куперова железа образуют секреты, создающие химическую среду для сперматозоидов. Семенные пузырьки выделяют щелочной секрет для питания созревших сперматозоидов. Предстательная железа (простата) и куперова железа вырабатывают семенную жидкость – сперму, которая является средой обитания сперматозоидов. В 1 куб. см спермы в норме содержится более 60 млн. сперматозоидов. Предстательная железа вырабатывает также секрет, поддерживающий активность сперматозоидов. 
Внутренние половые органы выполняют также эндокринную функцию. В семенниках вырабатывается мужской половой гормон – тестостерон. Мужские половые гормоны называют андрогенами. Андрогены главным образом определяют вторичные половые признаки мужчины – низкий голос, оволосение по мужскому типу, мощный скелет, значительная мышечная масса и т.д.
2. Внешние половые органы.
Внешние половые органы мужчины включают мошонку и половой член (пенис). Мошонка – кожаный мешочек, в который заключены семенники и их придатки. Мошонка представляет собой выпячивание стенки тела, куда спускаются семенники накануне рождения или вскоре после рождения. Этот орган служит для создания оптимальной температуры для созревания сперматозоидов.
Половой член (пенис) – это орган с двойной физиологической функцией – выведение мочи из мочевого пузыря и выделение спермы во время семяизвержения. 
Женская половая система.
1. Внутренние половые органы.
Внутренние половые органы женщины включают половые железы (яичники), маточные трубы, матку и влагалище, они расположены в полости таза.
Яичники – парные органы, которые лежат в брюшной полости. Они выполняют, подобно мужским половым железам, две функции – образование половых клеток – яйцеклеток и выработка женских половых гормонов – эстрагенов. У женщин выработка половых гормонов играет большую роль, чем у мужчин. Эстрагены не только определяют вторичные половые признаки (оволосение по женскому типу, высокий голос, развитие молочных желез, наращивание подкожно-жировой клетчатки и т.д.). Женские половые гормоны отвечают также за возникновение половых циклов, обеспечивают нормальное функционирование половых органов, возникновение и правильное протекание беременности, подготовку к кормлению новорожденного и т.д.
Яичники содержат овоциты, окруженные слоем эпителиальных клеток – фолликул. Их около 400-500 штук. Овоцит созревает, фолликула лопается, зрелая яйцеклетка выходит в брюшную полость. Далее она с током жидкости попадает в маточную трубу. В норме единовременно созревает только одна яйцеклетка.
Овуляция – выход зрелой яйцеклетки, она происходит в среднем раз за 28-30 дней (менструальный период).
Маточные трубы – парные органы, они проводят яйцеклетку от яичника в полость матки. В трубе яйцеклетка живет только один день, при этом сперматозоиды в полости тела женщины сохраняют жизнеспособность до четырех дней. В трубе яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, формируется зигота. За счет сокращения стенок маточных труб и движения специальных ресничек, которыми покрыты изнутри трубы, оплодотворенная яйцеклетка (зигота) поступает в полость матки. Если зигота задерживается в трубе (например, вследствие воспалительного заболевания или слабой проходимости труб), возникает внематочная беременность.
Матка – непарный полый мышечный орган, выстланный слизистой оболочкой. Она лежит в брюшной полости между мочевым пузырем и прямой кишкой. В разрезе матка имеет форму треугольника: в двух верхних углах в нее входят маточные трубы, внизу расположена шейка матки, которая открывается во влагалище. Функция матки – развитие плода и выталкивание его во время родов.
Влагалище – полый мышечный орган, имеющий форму трубки длиной 7-9 сантиметров, открывающийся в половую щель. Оно способствует продвижению спермы в полость матки. У девственниц половая щель прикрыта выростом слизистой оболочки – девственной плевой, которая разрывается при первом половом акте с выделением небольшого количества крови и незначительными болевыми ощущениями.
2. Наружные половые органы (вульва).
Наружные половые органы женщины представлены большими и малыми половыми губами, клитором и бартолиниевыми железами. Большие и малые половые губы предохраняют прочие наружные органы. 
В чем суть менструации? Как мы уже говорили, за созревание яйцеклетки в организме женщины отвечают яичники. Они содержат овоциты, окруженные слоем эпителиальных клеток – фолликул. Их около 400-500 штук. Когда овоцит созревает, фолликула лопается, зрелая яйцеклетка выходит в брюшную полость. Далее она с током жидкости попадает в маточную трубу. В норме единовременно созревает только одна яйцеклетка. Овуляция – выход зрелой яйцеклетки, она происходит в среднем раз за 28-30 дней (менструальный период). Если созревшая яйцеклетка будет оплодотворена сперматозоидом, наступит беременность, начнется развитие зародыша. Если по каким-либо причинам оплодотворение не происходит, яйцеклетка по маточной трубе попадает в матку. Матка находится в состоянии готовности принять зародыш и создать все условия для его развития, ее слизистая оболочка полностью сформирована. Но поскольку оплодотворения не произошло, слизистая оболочка матки и невостребованная яйцеклетка выводятся наружу через влагалище вместе с кровянистыми выделениями (менструация).
Менструация может длиться от 3 до 7 дней. В этот период женщина испытывает недомогание, становится раздражительной. Очень важно в это время соблюдать личную гигиену, чтобы избежать воспалительных заболеваний матки. По завершении менструации процесс начинается сначала: в яичнике созревает новая яйцеклетка, в матке нарастает слизистая оболочка и т.д. Весь период длится 28-30 дней и называется менструальным циклом. 
                                        
                                                 Строение половых клеток




Д.З.
                    1. Прочитайте  информацию по данной теме.
                    2. Выпишите в тетрадь краткую информацию .
                    3. Посмотрите  видео.
                    4. .Выполните тест. Завдання необхідно виконати до  19 травня 17:00 
                                 Код доступу 988497 посилання join.naurok.ua





05.04.20. - 07.04.20.
Тема:   Сон. Біоритми. Узагальнення по темі « Вища нервова діяльність» 
 Контрольна робота №2


Сон-это периодически повторяющиеся состояние организма. Продолжительность сна 7-8 часов. В 1953 году американские ученые Клейтман и Азерински выявили цикличность сна. Сон состоит из периодически повторяющихся фаз.
        Регулярная смена сна и бодрствования - это необходимый суточный цикл любого живого организма. Человек из 60 лет жизни более 20 лет проводит во сне. Без сна жизнь немыслима. В проведенных опытах собака без пищи могла прожить 20-25 дней, хотя при этом теряла 50% веса, а собака, лишенная сна погибала на 12 день, хотя в весе теряла всего 5%. 
hello_html_1061c7bd.png
Фазы сна. У человека сон протекает циклично. Цикл включает две фазы:
1 фаза - фаза медленного сна.
2 фаза - фаза быстрого сна.
Первая стадия – засыпание. Это переходный этап от бодрствования ко сну. Если разбудить человека в этот период, он будет уверять, что совсем не спал, только прилег и задумался.
Вторая стадия наступает минут через двадцать после первой стадии. Обычно она занимает не менее половины всего времени сна. Что происходит в это время с мозгом, науке пока не известно. Многие исследователи также причисляют ее к переходным, потому что при внезапном пробуждении человек обязательно снова проходит через нее и может в течение ночи несколько раз возвращаться на эту стадию. Некоторые специалисты утверждают, что эта фаза для мозга бесполезна, но в природе нет ничего бесполезного, и, возможно, со временем наука выяснит, в чем заключаются функции этой фазы сна.
Третья стадия – «медленный сон» или ортодоксальный. Занимает примерно одну треть от общего времени сна. Во время «медленного сна» мозг действительно отдыхает. Правда, отдых его относителен. Он продолжает контролировать работу всех систем организма. А организм ведет работы по восстановлению и накоплению различных веществ и элементов, необходимых для нормальной, активной дневной жизни. Накапливаются белки и все, что нужно для синтеза клеток, восстанавливаются ткани, активизируется иммунная система. Витамины А и Н, необходимые для красоты и молодости нашей кожи, при дневном свете имеют неприятное свойство разрушаться. Но под покровом ночи они беспрепятственно проникают в кожу и оказывают на нее свое благотворное влияние.
Четвертая стадия – «быстрый» или парадоксальный сон. Это самая короткая стадия сна, ее продолжительность составляет около одну треть того времени, которое приходится на «медленный сон». В совокупности это примерно 90 минут. Но именно в это время мы видим сны. Те, кто утверждают, что спят без сновидений, ошибаются. Они просто не помнят. Специалисты из университета в Израиле, продолжая исследования чикагских ученых, смогли обнаружить лишь одного человека, который действительно не видел снов. Но это было следствием ранения в голову.
Исследования, проведенные советскими учеными, позволили установить зависимость «цветности» снов от эмоциональности испытуемых. Люди с рациональным складом ума «предпочитают» смотреть черно-белые сны, а эмоциональные видят все в ярких красках. Более того, оказалось, что преобладание определенных цветов во сне тоже имеет определенное значение. Красные, багровые тона свидетельствуют о нарастающей тревоге, а зеленые и голубые, синие тона говорят о спокойствии и умиротворенности сновидца.
        Еще в далекие времена верили снам. Считали, что сны могут быть «вещими», они могут предсказать человеку что-то. Увидел во сне речку - к разговору, мясо - к болезни, яблоко - явится кто-то. 
      Дело в том, что в снах отражаются наши чувства. Часто снится то, чего мы очень хотим, или, наоборот, то, чего мы опасаемся. Это и дает нам повод судить о том, что сны сбываются, что они «вещие».
      Сон - это показатель физического и психического состояния здоровья человека. Недосыпание, как и длительный сон, вредно организму Недосыпание и длительный сон делают человека вялым, ленивым.
       Сонливость - это результат переутомления, усталости, а бессонница - это признак различных болезней. И.П.Павлов сонливость назвал просьбой организма об отдыхе.
     Хронобиология – наука, изучающая вопросы, связанные с регуляцией ритмов человека внешними условиями.
 Биоритмы – это колебания, максимальные и минимальные значения которые наступают через приблизительно равные промежутки времени. Такие циклические процессы происходят на всех уровнях нашего организма.  Днём наш организм максимально работает, быстро идет накопление и разрушение различных веществ. Ночью активность организма уменьшается, наши клетки отдыхают.
График работоспособности в течении суток.
hello_html_2e21fa7d.png
 В течение суток наблюдается три дважды повторяющихся периода биоритмов, по 4 часа каждый.
Недельные биоритмы. hello_html_2041c230.png

Замечено, что в одну неделю у нас повышенное настроение, легко даются физические и умственные упражнения. В другую – настроение подавленное, все нагрузки остро чувствуются. Организм не может постоянно работать на высоком уровне, ему нужен отдых. Можно высчитать свои недельные биоритмы, в неделю “отдыха” – нужно стараться не перегружать организм.
Влияние луны.Под воздействием луны происходят приливы и отливы на морях и океанах, их мощность увеличивается или уменьшается в зависимости от дня лунного месяца, это также влияет и на человека. В дни новолуния и полнолуния сильно меняется влажность, давление, человек в зависимости от этого, по-разному себя чувствует.
Смена сезонов года . Смена сезонов года также оказывает на нас влияние. Изменяется количество энергии, поступающей от солнца, следовательно, меняется влажность, плотность кислорода с связи с чем легкие человека активно работают осенью. Плотность кислорода наибольшая в январе, минимальная в июне и июле. Это отражается на деятельности всего организма, особенно почек (активный зимний период).
        Работоспособность определяется биоритмами. Наивысшая работоспособность наблюдается в 10-12 и в 16-18 часов, наименьшая – в 14. Ночью происходит снижение мышечной силы, памяти, внимания, допускается больше ошибок. Но и ночью повышение работоспособности наблюдается в 24-1 и в 5-6 часов утра, понижение – в 1-3 часа. Но из правил есть исключения. Бывает, что время наибольшей продуктивности труда приходится на ночные или вечерние часы. Это – “совы”. “Жаворонки” же имеют наибольшую работоспособность в утренние и дневные часы. Они просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером же у них появляется сонливость, они рано ложатся спать. “Совы” засыпают поздно ночью, встают поздно утром и работоспособны, бывают во второй половине дня. Кроме “жаворонков” и “сов”, есть еще и “голуби”. Люди этого типа не любят рано вставать, но и ложиться поздно тоже не хотят. Это дневной тип.
hello_html_7f508867.png
Видео к уроку


    Д.З.         1. Прочитайте  информацию по данной теме.
                    2. Выпишите в тетрадь краткую информацию .
                    3. Посмотрите  видео.
                    4.  Контрольна робота №2
                                        Завдання необхідно виконати до  12 травня 10:00
                                        Код доступу 470070 посилання     join.naurok.ua




28.04., 30 .0.4  - 8б
30.04., - 8а
Тема: Мова. Мислення та свідомість
            Навчання та пам’ять. 

Повторение

     Познавательные способности человека значительно выше, нежели у животных. Животные в своем поведении ориентируются только на натуральные объекты. Люди же используют словесные символы, позволяющие сначала разработать сценарий действия, и только потом действовать.
     Речь человека состоит из слов, каждое из которых несет определенный смысл. Но язык – это не просто набор слов. Существуют определенные грамматические правила, которые связывают слова во фразы. И именно с помощью фраз человек способен что-либо рассказывать. Реагировать на слова могут и животные, но создавать новые связи с помощью слов подвластно только человеку, освоившему лексику и грамматику языка.  Не следует забывать, что слова – это всего лишь символы, и суждения, высказанные с помощью слов могут быть как верными, так и ошибочными. Проверка правильности утверждения осуществляется практикой, личным и общественным опытом.
   С появлением речи открывались всё более новые возможности. С одной стороны, это организация трудовой деятельности: передача молодому поколению от старшего способов изготовления орудий, их назначение и использование; распределение ролей в общей деятельности. С другой стороны, появление речи позволило отходить от действительности и создавать новые материальные и духовные ценности: изобретение новых вещей, создание легенд, сказок, притч, религиозных поверий и т.д.
     В жизни человек сталкивается с большим количеством задач, и в его памяти накапливаются способы их решения. Но не всё, что человек запомнил, может им осознаваться. Способность решать задачи с помощью подсознательного опыта называется интуицией. При этом человек может поступать правильно, но объяснить, почему он так поступил – не может.


Сознание - высшая, свойственная только человеку, форма психического отра­жения объективной действительности.
В знаменитой книге «Рефлексы головного мозга» И.М. Сеченов представил нашу психологическую деятельность, все богатство нашего внутреннего духовного мира как рефлекторную деятельность (от лат. «realexio» - «отражение»).
Мышление - высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающий связи и отношения между поз­навательными процессами.


Сигналами для выработки условных рефлексов и для вызова соответствующей реакции у животных и человека могут быть любые изменения окружающей сре­ды. Все чувственные впечатления от непосредственно воспринятых предметов, явлений и событий внешнего мира составляют перовую сигнальную систему. Она дает возможность использовать в поведении любой факт, встретившийся в окру­жающей обстановке, связанный с каким-либо важным для организма событием. Зрительные образы предметов, различные шорохи, звуки, трески, запахи, при­косновения, впечатления о совершенных действиях - все это относится к первой сигнальной системе, все, кроме речи и слов, которыми пользуется только человек. Речь составляет вторую сигнальную систему. У здорового человека первая и вторая сигнальные системы функционируют в тесном контакте. Таким образом, главное различие высшей нервной деятельности человека и животных заключается в их сигнальных системах.
Вторая сигнальная система позволила человеку выработать отвлеченное мышле­ние, которого нет у животных.
Человек поднялся над миром животных благодаря труду и речи, развившим его мозг, мышление, сознание. Мышление - не прирожденная функция мозга. Врож­денной является лишь возможность развития мышления. Эта возможность перехо­дит в действительность только в условиях жизни в человеческом обществе. Следовательно, мысль - это продукт мозга, но одновременно это и продукт общественной жизни человека.
Материальной основой мышления является речь. Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свергнутых речевых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка или органов гортани в спокойном со­стоянии, а затем предложить испытуемому начать придумывать любую задачу, то в речевом анализаторе начинается сложная деятельность, которую можно зарегист­рировать. Мысли «про себя» называются внутренней речью, она не тождественна звуковой, но это и не «речь минус звук». Если наши мысли не предназначены для передачи другому человеку, мы в своей внутренней речи пропускаем то, что для нас, само собой разумеется. Это своего рода «черновик» высказывания.
  Передача мыслей одного человека другому или другим называется внешней ре­чью. Внешняя речь, как и внутренняя, присуща только человеку.

Видео к уроку




    Память – это психическое свойство человека, способность накапливать, хранить и использовать информацию. Без памяти люди не могли бы передавать накопленный опыт от поколения к поколению, и человечество не могло бы развиваться.
Память бывает двигательная, зрительная, слуховая и словесная.
Запоминание может быть осмысленным и механическим. Когда понимаешь правило, его легко учить – это осмысленное запоминание. А когда не понимаешь, приходится запоминать механически. Все знают, как это долго и тяжело.
Таблицу умножения мы запоминаем надолго – это долговременная память, а вот вчерашний сериал уже сегодня можно забыть – это кратковременная память.
   Когда мы что-то запоминаем, мы это связываем с тем, что уже есть в нашей памяти. Поэтому чем больше человек знает, тем больше связей он может установить, тем легче ему запомнить что-то новое. Становится понятно, почему учителя советуют нам побольше читать.
Человек может хранить в кладовых памяти огромное количество информации. По расчётам учёных каждый из нас способен запомнить миллионы книг. Но мы – из-за лени или по незнанию – используем лишь маленькую частичку своего мозга.
Некоторые исторические личности обладали удивительной памятью. Например, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а их было свыше 30 тысяч у каждого. Такими же способностями обладал и Наполеон.
    Все эти люди упорно работали над своей памятью, развивали её и достигали невероятных успехов. Помогли им в этом приёмы запоминания, которые были известны с глубокой древности. Значит, память, как и мышцы, нужно тренировать, иначе «мозг заржавеет», как говорят психологи.





Видео к уроку




Д.З.         1. Прочитайте  информацию по данной теме.
                 2. Выпишите в тетрадь краткую информацию .
                 3. Посмотрите  видео.
                 4. Выполните тест. Завдання необхідно виконати до  4 травня 22:00
                 Код доступу 751947 посилання join.naurok.ua
            



21.04.,23.04. - 8б
23.04.,24.04. - 8а
Тема: Поняття про вищу нервову діяльність та її основні типи.
           Умовні та безумовні рефлекси. Інстинкти.


ОСНОВА ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
        Высшая нервная деятельность (ВИД) это деятельность вы­сших отделов подкорковых образований, обеспечивающая совмест­но с деятельностью других отделов мозга нормальное существование Организма и его постоянное приспособление к беспрерывно меняю­щимся условиям внешнего мира. Основой ВНД являются условные и сложные безусловные рефлексы — инстинкты. 
       

Видео к уроку 





Д.З.         1. Прочитайте  информацию по данной теме.
                 2. Выпишите в тетрадь краткую информацию .
                 3. Посмотрите  видео.
                 4. Выполните тест. (продлен: слух, зрение Завдання необхідно виконати до
  27 квітня 19:00   Код доступу 688304    join.naurok.ua)
               5. Тренировочные упр. по теме: ВНД


15.04.20.,17.04.20. - 8б.
17.04.20., 18.04.20. - 8а.
Тема: Сенсорні системи смаку, нюху.
          Сенсорні системи рівноваги, руху, дотику, температури, болю.

1. Вкусовая система

        Вкус формировался в процессе эволюции как механизм выбора пищи или отказа от нее. В процессе приема пищи вкусовые ощущения комбинируются с обонятельными, тактильными и термическими. Предпочтительный выбор пищи отчасти основан на врожденных механизмах, но в значительной мере зависит и от жизненного опыта.

     Вкус основан на хеморецепции. Вкусовые рецепторы несут информацию о характере и концентрации веществ, поступающих в рот. 

       Рецепторы вкуса — вкусовые почки — расположены на языке, задней стенке глотки, мягком небе, миндалинах и надгортаннике. Больше всего их на кончике, краях и задней части языка. Вкусовых почек примерно 10000 и каждая включает в себя от 2 до 6 рецепторных клеток.

      С помощью вкусовых клеток можно различить лишь четыре вида вкуса: сладкое, горькое, кислое и соленое. Комбинации этих ощущений формирует всевозможные варианты вкусового восприятия.

2. Обонятельная система
       Обонятельная сенсорная система осуществляет восприятие, передачу и анализ обонятельных ощущений.
       Рецепторы обонятельной системы расположены в области верхних носовых ходов. Общее число обонятельных рецепторов у человека около 10 миллионов. На поверхности каждой обонятельной клетки имеется сферическое утолщение — обонятельная булава, из которой выступает по 6—12 тончайших (0,3 мкм) ресничек длиной до 10 мкм.
       Обонятельные реснички погружены в жидкую среду, вырабатываемую обонятельными железами. Наличие ресничек в десятки раз увеличивает площадь контакта рецептора с молекулами пахучих веществ.
       Обычно выделяют шесть основных запахов: фруктовый, цветочный, пряный, смолистый, гнилостный, горелый.
     3. Двигательный анализатор
      Двигательным анализатором называют совокупность чувствительных нервных образований, которые воспринимают, анализируют и синтезируют импульсы, идущие от мышечно-суставного аппарата.
      Двигательный анализатор состоит из цепи нервных клеток, начинающейся с рецепторов сухожилий, суставов и проприорецепторов и кончающейся группами нервных клеток в подкорковых структурах и корковом отделе, расположенном в лобных долях коры головного мозга.
Проприорецепторы — это периферические элементы, расположенные в мышцах, сухожилиях, суставах и коже. Они свидетельствуют о работе мышц и изменении положения тела в пространстве. От проприорецепторов импульсы поступают в кору головного мозга.
     4. Соматосенсорная система (температура, боль и тактильных раздражителей) 
       Соматосенсорная система — это совокупность сенсорных систем, обеспечивающих кодирование температурных, болевых и тактильных раздражителей. В нее включают систему кожной чувствительности и чувствительную систему скелетно-мышечного аппарата.
       Общим для соматосенсорной системы является то, что ее рецепторы не собраны в обособленном органе чувств, как в остальных сенсорных системах, а, как правило, рассеяны по всему телу. Кроме того,  волокна рецепторов не образуют специальных нервов, а распределены по многим периферическим нервам и центральным трактам.
      Болевая чувствительность
      Болевая чувствительность имеет особое значение для выживания организма, так как сигнализирует об опасности при действии любых чрезмерно сильных и вредных агентов. Боль является одним из первых, а иногда и единственным проявлением патологии и важным показателем для диагностики.
      Посмотрите видео урок   
Біологія. Сенсорні системи смаку, нюху MON UKRAINE


            5. Орган равновесия




 Д.З.         1. Прочитайте  информацию по данной теме.
                 2. Выпишите в тетрадь краткую информацию .
                 3. Прослушайте видео.
                 4. Выполните тест. Завдання необхідно виконати до  24 квітня 13:00 
                                           Код доступу 360786   посилання  join.naurok.ua
               5. Тренировочные упр. по теме: вкус



12.03. 8б, 13.03.8а. Головний мозок. Поняття про соматичну нервову систему. Вегетативна нервова система. Профілактка захворювань нервової системи.

Строение головного мозга человека (доли)

Отделы




Самостоятельно прочитать п.39.
Заболевания нервной системы (выписать)
Д.З. п.36-40, практич.раб.доделать о головном мозге, тест
Код доступу 826609


19.03.20,20.03.20. 

Загальна характеристика сенсорних систем, їхня будова. 

Сенсорные системы«Сенс» - переводится как «чувство», «ощущение».
Сенсорные системы – это воспринимающие системы организма (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая, болевая, тактильная, вестибулярный аппарат, проприоцептивная, интероцептивная).
Виды сенсорных систем
1. Слуховая. Адекватный раздражитель - звук.
2. Зрительная. Адекватный раздражитель - свет.
3. Вестибулярная. Адекватный раздражитель - гравитация, ускорение.
4. Вкусовая. Адекватный раздражитель - вкус (горький, кислый, сладкий, солёный).
5. Обонятельная. Адекватный раздражитель - запах.
6. Кинестетическая = осязательная (тактильная) + температурная (тепловая и холодовая). Адекватный раздражитель - давление, вибрация, тепло (повышенная температура), холод (пониженная температура).
7.Двигательная. Обеспечивает ощущение взаиморасположение частей тела в пространстве, ощущение своего тела). Именно двигательная сенсорная система позволяет нам дотронуться, например, рукой до своего носа или других частей тела даже с закрытыми глазами.
8. Мышечная (проприоцептивная). Обеспечивае ощущение степени напряжения мышц. Адекватный раздражитель - мышечное сокращение и растяжение сужожилий.
9.Болевая.  Адекватный раздражитель - повреждение клеток, тканей или медиаторы боли.
10.Интероцептивная. Обеспечивает внутренние ощущения. Слабо контролируется сознанием и, как правило, даёт нечёткие ощущения. Однако в ряде случаев люди могут сказать, что ощущают в каком-либо внутреннем органе не просто дискомфорт, а состояние «давления», «тяжести», «распирания» и т.п. Интероцептивная сенсорная система обеспечивает поддержание гомеостаза, и при этом она не обязательно порождает каккие-либо ощущения, воспринимаемые сознанием, т.е. не создаёт перцептивных сенсорных образов.




Д. З. Прочитать текст, послушать видео, записать Виды сенсорных систем, схему "Части анализатора", упр.https://learningapps.org/3454359,
                                       https://learningapps.org/6017802


Добрый день!

31.03., 02.04.20.- 8б
02.04..03.04. 20.-8а
Тема: Зорова сенсорна система. Око. Гігієна зору. Сприйняття світла, кольору, простору


    1. Главная функция зрения – познавательная. Около 90% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрительного анализатора. Он, как и каждый анализатор, состоит из 3 частей: периферической (глаз), проводниковой (зрительный нерв) и центральной (зрительная зона в коре затылочной части головного мозга).
      Зрение принимает участие во всех видах человеческой деятельности – учебной, трудовой, бытовой. Большую роль зрение играет в эмоциональном и эстетическом развитии человека.
Зрительные чувства, связанные с цветным зрением, вызывают у человека наиболее яркие и глубокие переживания. 
-   Наш глаз состоит из 2 частей: глазного яблока и вспомогательного аппарата.
2. Строение глазного яблока\
Глаз = глазное яблоко + вспомогательный аппарат
Глазное яблоко = внутреннее ядро + три оболочки


2. Просмотрите видео

  3. Д.З. выполните тест Код доступу 443348    посилання   join.naurok.ua
    тренировочные упр.https://learningapps.org/2239075
                                        https://learningapps.org/2080851

Добрый день!

07.04.20. - 8б
09.04.20.- 8б, 8а
10.04.20.- 8а.
Тема: Слухова сенсорна система. Вухо. Гігієна слуху.  

1. Строение уха.







2. Гігієна слуху.  
                                             
3. Значение слуха

4. Прослушайте видео 




Д.З. 1. Прочитайте  информацию по данной теме.
        2. Выпишите в тетрадь краткую информацию , таблицу, схемы.
        3. Прослушайте видео.
        4. Тренировочные упр. https://learningapps.org/1168727
        5. Завдання необхідно виконати до  14 квітня 10:00  
Код доступу 383607 посилання join.naurok.ua для тех детей , которые не выполнили задание прошлого урока.


2 комментария:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален администратором блога.

      Удалить