7 клас

12.05. - 15.05.20.
Тема: Природоохоронні території. Червона книга України. 
           Узагальнення.  Контрольна робота№2. Організми і середовище існування.

Охрана и сохранение биологического разнообразия лучше всего обеспечивается на природоохранных территориях, где экосистемы охраняются частично или полностью.
В Украине есть следующие территории и объекты, подлежащие охране: природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, заказники, памятники природы, заповедные урочища, ботанические сады, дендрологические парки, парки-памятники садово-паркового искусства, зоологические парки.
Природные и биосферные заповедники, а также национальные природные парки являются природоохранными территориями общегосударственного значения, их создают по приказу Президента Украины.
Решение о создании других природоохранных территорий принимают местные органы власти.
Перед тем. как придать определенной территории природоохранный статус, ученые должны провести многолетнюю работу по изучению особенностей определенных экосистем, оценки наличия уникальных форм рельефа, редких видов растений и животных.
Заповедники — это территории с самым строгим охранным статусом. На этих территориях полностью запрещена хозяйственная деятельность. Вокруг заповедников создают специальные буферные зоны, где разрешено проживание людей, но их хозяйственная деятельность ограничена. Например, в буферной зоне заповедника разрешено пасти скот, но не разрешено распахивать поля и заготавливать древесину в лесах.
Самыми распространенными являются природные заповедники, которые являются природоохранными и научно-исследовательскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение типичных и уникальных природных экосистем и отдельных редких видов животных и растений.
В Украине создан 19 природных заповедников, среди них такие как Карадагский природный заповедник, Украинский степной природный заповедник (Донецкая область), Заповедник Расточье (Львовская область), Полесский природный заповедник (Житомирская область) и другие.
Объектами международного значения являются биосферные заповедники. Биосферные заповедники создаются для охраны эталонных участков определенных природных зон (степь, тундра, дельта большой реки), на которых обнаружены типичные экосистемы с обилием видов живых организмов.
В Украине созданы четыре биосферные заповедники: Карпатский биосферный заповедник (Закарпатская область), Черноморский биосферный заповедник (Херсонская и Николаевская области). Дунайский биосферный заповедник (Одесская область) и Биосферный заповедник Аскания-Нова имени Фридриха Эдуардовича Фальц-Фейна .
Национальный природный парк — это территория, на которой я целью охраны окружающей среды ограниченная хозяйственная деятельность человека, но в определенных местах проложены туристические маршруты.
То есть в пределах природного парка как территории строгой охраны, так и территории, которые по своему статусу похожи на буферные зоны вокруг заповедников.
В Украине создано 28 национальные природные парки. Среди них: Голосеевский (возле м. Киев), Гомольшанские леса (Харьковская область), Джарилгачський (Херсонская область), Карпатский (Ивано-Франковская область), Мезинский (Черниговская область), Синевир (Закарпатская область), Шацкий национальный природный парк (Волынская область).
В заповедниках и национальных природных парках есть штат сотрудников и научная часть, в которую входят ученые (зоологи, ботаники, экологи), которые проводят научные исследования и помогают в таких исследованиях специалистам, которые прибывают из других учреждений.
Региональные ландшафтные парки — это природоохранные учреждения, организуемых с целью сохранения уникальных природных и историко-культурных комплексов и объектов, а также для создания условий для отдыха людей.
Такие парки есть во всех областях Украины, например, региональный ландшафтный парк Гранитно-Степное Побужье " в Николаевской области. Междуреченский региональный ландшафтный парк в Черниговской области, региональный ландшафт ный парк «Тилигульский» в Одесской области и другие.
Заповедник — это природная территория, на которой под охраной находится не природный комплекс в целом, а лишь некоторые его части (отдельный лес или его участок: болото; историко-мемориальные или геологические объекты).
Так заказниками являются гора Аю-Даг в Крыму, остров Змеиный в Черном море, Савранский лес на берегу Южного Буга (Одесская область), болото Мох в Черниговской области, гидрологический заказник Дедово озеро в Житомирской области .
Памятник природы — это территория, на которой расположен редкий или выдающийся объект живой или неживой природы. Так памятниками природы-скалы Довбуша в Ивано-Франковской области , Урочище Каменное Село в Житомирской области.
Заповедными урочищами являются лесные, степные, болотные и другие целостные ландшафты, имеющие важное научное и природоохранное значение и должны сохраняться в первозданном виде.
Примерами заповедных урочищ является Днестровские плавни в Одесской области, урочище Холодный яр в Черкасской области .
Красная книга. Одной из первоочередных задач ученых-экологов является выявление видов живых организмов, находящихся под угрозой вымирания, и разработка срочных мер для предотвращения этой угрозы.
О необходимости таких действий свидетельствует тот факт, что по вине людей за 400 лет вымерло около 150 видов только млекопитающих и птиц, причем половина из них — за последние 50 лет.
Однако чиновники и политики поняли это только после окончания Второй мировой войны. Об этом свидетельствует создание в 1948 году международной неправительственной организации — Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). В 1963 году всемирно известными учеными впервые был составлен список видов» растений и грибов, нуждающихся в охране. Для того чтобы подчеркнуть особую значимость такого списка, председатель комиссии Литер Скотт предложил назвать его Красной книгой, поскольку красный цвет является международным сигналом опасности.
Красная книга MCOП охватывает животный и растительный мир всей планеты и содержит общие рекомендации правительствам стран, на территориях которых сложилась угрожающая ситуация относительно определенных видов. Именно поэтому необходимыми дополнениями к международной Красной книги стали национальные Красные книги. Первое однотомное издание Красной книги Украины увидело свет в 1980 году и в него было внесено 85 видов позвоночных животных и 151 вид растений.
Второе издание Красной книги Украины было подготовлено уже в двух томах. Том «Животный мир» был напечатан в 1994 году, в него было внесено уже 382 вида позвоночных и беспозвоночных животных. Том «Растительный мир» был напечатан в 1996 году, он содержал данные о 541 вид растений.
В третьем двухтомном издании  количество видов, требующих охраны, снова приумножилась. В него внесено 542 вида животных и 826 видов растений и грибов. Некоторые из них изображены на рисунке .
Формированием Красной книги Украины занимается Национальная комиссия по Красной книге, в состав которой входят ведущие зоологи и ботаники нашего государства.
Интересно знать
Для того чтобы внести определенный вид в Красную книгу, необходимо много лет наблюдать за состоянием его популяций. Если будет установлено, что данный вид имеет ограниченный (узкий) ареал, а его численность стабильно снижается, то вида присваивается предусмотренный законом статус (редкий или исчезающий), и его вносят в список видов Красной книги.
Списки видов, должны быть внесены в Красную книгу, утверждаются Кабинетом министров Украины.
Кроме Красной книги Украины, в некоторых областях нашего государства создаются Региональные красные книги или красные списки, в которые вносят данные о растения, грибы и животных, нуждающихся в охране именно в этом регионе.

Видео к уроку:                      

Д.З.           1. Прочитайте  информацию по данной теме.
                  2. Выпишите в тетрадь краткую информацию .
                  3. Прослушайте видео.
                  4.  Контрольна робота№2. Організми і середовище існування.
Завдання необхідно виконати до  19 травня 20:00
Код доступу 187385 посилання  join.naurok.ua



04.05.20. - 07.05.20.
Тема: Взаємозв’язок компонентів екосистеми. Співіснування організмів в       угрупованнях.  
            Вплив людини та її діяльності на екосистеми. Екологічна етика. 

      В экосистемах все популяции видов связаны друг с другом сложной пищевой сетью. Солнечная энергия поступает в организмы животных из растений, которые черпают запасы вещества и энергии из неживой природы.  Организованная в экосистемы жизнь на Земле продолжается уже миллионы лет, не прерываясь. Экосистемы бывают разных масштабов, наземные и водные: пруд с его обитателями, озеро, море, океан, небольшой лес, целая тайга, степь, пустыня – все это природные экосистемы. Аквариум, сад, пшеничное поле – экосистемы, созданные человеком.
  Экосистем на Земле очень много. Существенным свойством каждой из них является круговорот веществ и потоки энергии. из-за большой роли живых организмов круговорот веществ в экосистемах часто называют биологическим круговоротом веществ.
Биологический круговорот веществ является главным условием существования экосистемы.
Круговорот веществ в биогеоценозе осуществляется благодаря наличию в нем четырех неотъемлемых компонентовдна и та же порция вещества и заключенная в нем энергия не могут бесконечно передаваться по сложной сети питания, связывающей организмы в биогеоценозе. На самом деле трофическая сеть состоит из переплетения (трофических) цепей – последовательного ряда питающихся друг другом организмов, в котором можно проследить расходование первоначальной порции энергии. Каждое звено ряда называют трофическим уровнем.

1)абиотического компонента (запаса биогенных веществ и солнечной энергии); 2)продуцентов (создающих органическое вещество); 3) консументов (потребляющих органическое вещество); 4) редуцентов (разлагающих мертвое органическое вещество).
                                               
                                 Рис. Основные структурные компоненты экосистемы.
  Энергия, химические вещества и организмы связаны между собой потоками энергии и круговоротом веществ
Продуценты – это организмы, создающие эти органические вещества и запасающие в них лучистую энергию Солнца. Обычно это фотосинтезирующие зеленые растения и некоторые прокариоты (цианобактерии). Консументы – это переработчики биологической продукции, в основном животные, а также грибы и некоторые паразитические и насекомоядные растения. Редуценты – организмы, разлагающие мертвые остатки растений, животных и других представителей живого мира до минеральных соединений (углекислого газа, воды и минеральных солей). В роли редуцентов выступают по преимуществу бактерии, а также грибы и некоторые животные (простейшие). Совместная деятельность этих разных по экологическим функциям групп организмов и является двигателем биологического круговорота веществ в биогеоценозе.
Каково значение пищевых связей? (Пищевые связи между организмами играют важную роль. Во–первых, они обеспечивают передачу органического вещества и заключенной в нем энергии от одного организма к другому. Вместе, таким образом, уживаются виды, которые поддерживают жизнь друг друга. Во–вторых, пищевые связи служат механизмом регуляции численности популяций в природе. Пищевые отношения между организмами стоят заслоном на пути чрезмерного размножения отдельных видов, что делает природные сообщества более устойчивыми и стабильными.)

Презентация к урокувлияние человека
Видео к уроку:                                          
                                         


                                         

Д.З.           1. Прочитайте  информацию по данной теме.
                  2. Выпишите в тетрадь краткую информацию .
                  3. Прослушайте видео.
                  4. Тренировочные упр.  https://learningapps.org/3554617
                                                             https://learningapps.org/8633184 
                                                                   https://learningapps.org/3575538  
                  5. Выполните упр. Завдання необхідно виконати до  12 травня 09:00 
                                                     Код доступу 873749 посилання  join.naurok.ua




27.04.20. - 7а, 7б
Тема: Тема 4. Організми і середовище існування
Поняття про популяцію, екосистему та чинники середовища.  
Ланцюги живлення і потік енергії.

1. Экосистема – единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и неживые компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии.
Различают различные виды экосистем:
микроэкосистемы (греч. малый)
- Cамые малые – лужа, труп животного, ствол гниющего дерева
мезоэкосистемы (средний) – - лес, поле, река.
- макроэкосистемы (макрос - большой) большие по величине – океан, континент, тайга, степь, пустыня.
Видео к уроку

2.


3. 

Видео к уроку

                             
4.Цепи питания 

                                

Д.З.           1. Прочитайте  информацию по данной теме.
                  2. Выпишите в тетрадь краткую информацию .
                  3. Прослушайте видео.
                  4. Тренировочные упр. цепь питания        пищевая цепь




24.04.20., 25.04.20. - 7а, 7б.
Тема: Форми поведінки тварин: дослідницька, харчова, захисна, гігієнічна, репродуктивна (пошук партнерів, батьківська поведінка та турбота про потомство), територіальна.
Соціальна поведінка тварин Типи угруповань тварин за К. Лоренцем. Ієрархія у групі.

1. А) индивидуальное поведение (передвижения, исследовательская активность, пищевая, поддержание температуры тела, защита от врагов, поддержание чистоты тела (груминг), использования орудий, потребность в игре); 
Б) репродуктивное поведение, 
В) социальное поведение







                                       




 презентация к уроку    


Видео к уроку

                               
Д.З.           1. Прочитайте  информацию по данной теме.
                 2. Выпишите в тетрадь краткую информацию .
                 3. Прослушайте видео.
                 4. Выполните тест.    Завдання необхідно виконати до  1 травня 08:00 
                     Код 110372    посилання    join.naurok.ua
                   


13.04.20.,16.04.20. - 7б.
15.04.20.,17.04.20. - 7а.

Тема: Поведінка тварин, методи її вивчення. Вроджена і набута поведінка. 
           Способи орієнтування тварин. Хомінг. Міграції тварин.

1. Поведение животных
Этология — науки о поведении животных. 
Поведение — это направленные действия организма в ответ на внешние или внутренние стимулы. Эти действия изменяют взаимоотношения организма с окружающей средой и способствуют, в конечном итоге, сохранению вида. Все формы поведения имеют решающее значение для выживания. Они связаны с рядом конкретных функций, к которым относятся локомоция (то есть передвижение), питание и дыхание, терморегуляция, поиски убежища, избегание хищников, сон, поддержка чистоты тела, выделения, исследовательская активность, игра, использование орудий, биологические ритмы.
Способы приспособление животного к различным аспектам окружающей среды переплетаются и взаимодействуют, образуя единое функциональное целое. Например, способ питания определенного организма влияет на характер передвижения, на способ избегание врагов и на особенности сна, но в свою очередь подлежит влиятельные каждого из этих видов поведения. Поведение животных изучает наука этология.
2. Различные формы поведения животных
 Поведение можно условно разделить на врожденное и приобретенное. Врожденное поведение наследуется организмом от предков. Простейшими формами врожденного поведения является ориентация и таксис. Ориентация — это изменение положения отдельных частей организма относительно опоры или друг друга. Таксис — это направленное движение всего организма в целом, вызван внешним стимулом.
Более сложной формой поведения является рефлекс. 
3. Посмотрите презентацию
            4. Прослушайте видео 


            5. Ориентация животных. Хоминг. Миграция животных.
               6. Посмотрите презентацию https://naurok.com.ua/prezentaciya-do-uroku-na-temu-sposobi-orintuvannya-tvarin-homing-migraciya-tvarin-24875.html
         Д.З. 1. Прочитайте  информацию по данной теме.
                 2. Выпишите в тетрадь краткую информацию с видео.
                 3. Прослушайте видео.
                 4. Выполните тест. Тест для детей, которые не выполняли прошлые задания(тесты по теме: Процеси життєдіяльності тварин) 
Завдання необхідно виконати до  24 квітня 08:00 
Код доступу 185803 посилання  join.naurok.ua
                 5. Тренировочные упр. по теме: Развитие животных ( повтор.)                      https://learningapps.org/2177405      https://learningapps.org/7620393


13.03.20.Тема уроку
Покриви тіла тварин, їх різноманітність та функції.   
19.03.20.
Органи чуття їх значення.



КАКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ЗАЩИТЫ НАБЛЮДАЮТ У ЖИВОТНЫХ?
Животных в природе всегда подстерегает опасность. Это хищники или конкуренты за пищу, человек, который охотится на животных. Поэтому у животных формируются различные способы пассивной или активной защиты. В то же время у хищных животных образуются совершенные механизмы охота, предназначенные для уловления добычи и преодоления ее сопротивления.
Рассмотрим некоторые приспособления животных для пассивной защиты. Прежде всего от опасности можно спрятаться в норку (мышевидные грызуны) или защитную ракушку (жабурниця, ставковик). Можно стать незаметным. На рисунке изображен тропического бабочки калиму. Верхняя поверхность крыльев окрашена ярко, но, сложив крылья, бабочка напоминает листок. На нижней поверхности крыльев можно даже увидеть своеобразные «жилки листка». Подобное защитное окраска крыльев у ночной бабочки - красной орденской ленты. Гусеница ночной бабочки - березовой пяденицы в случае опасности замирает и напоминает ветвь растения.

Примеры защитной окраски и поведения животных: 1 - бабочка калима напоминает сухой лист; 2 - бабочка красная орденская лента с расправленными (а) и составной (б) крыльями; 3 - гусеница березовой пяденицы приобретает позы, в которой напоминает веточку; защитные смуты на теле зебры (4) и речного окуня (5) делают их незаметными на фоне растительности

 Примеры упреждающего окраски: 1 - оса; 2 - жук солнышко; 3 - колорадский жук
Окраска мухи-дзюрчалки - пример мимикрии
На рисунке изображен зебру и речного окуня. У этих животных вдоль тела проходят темные полосы. Это еще один пример защитной окраски. Такие контрастные полосы нарушают восприятие хищником контуров тела добычи и делают ее незаметной на фоне растительности.
• Активно защищаются от врагов животные с помощью особенностей строения покровов тела. Так, ежи и дикобразы имеют производные кожи в виде острых иголок.
Вспомните яркую расцветку ос, шершней, жука божьей коровки, колорадского жука . Осы и шершни имеют ядовитые железы, гемолимфа жука божьей коровки и колорадского жука ядовито для других животных. Поэтому такие животные, имея яркое предупреждающее окраски, будто предупреждают своих возможных врагов - нас лучше не трогать! Ядовитые вещества, как вы знаете, выделяют железы кожи пятнистой саламандры.
Ядовитым животным, а также животным, у которых имеются совершенные средства защиты, часто присуща предупредительная поведение. Кобра в случае опасности приобретает характерной позы: в состоянии возбуждения эта змея поднимает над землей переднюю часть тела и расширяет шейную часть. Тарантул, защищаясь, поднимает над телом переднюю пару ног и разводит в стороны хелицери. Таким образом животные предупреждают врагов об опасности контактов с ними.
Можно «прикинуться» ядовитым животным, чтобы не трогали хищники. Например, ярко окрашенные мухи-дзюрчалки внешне напоминают ос, имеющих ядовитые железы и жало. Такое явление подражания окраску одних видов к другим носит название мимикрия.
Интересный способ для отпугивания врагов используют жуки-бомбардиры. Они выстреливают едкой жидкостью, которая, словно снаряд из миниатюрной пушки вылетает из брюшка жука и превращается в дымовой клубочек. В брюшке этих жуков есть две железы, которые сочетаются между собой. В случае опасности, вещества этих желез смешиваются и образована горячая масса (ее температура достигает до +100 °С) взрывается с громким треском и с образованием едкого дыма, отпугивая врагов.
Другими активными способами защиты от хищников есть способность к быстрому бегу (копытные животные), а также групповой образ жизни. Животным, которые живут стадами, стаями и тому подобное, легче заметить хищников и дать им общую эффективную отпор.
Жук-бомбардир
Приспособление к активному нападению: 1 - крепкие клыки у волков; 2 - крючковатый клюв и когти орла; 
3 - ядовитые зубы змеи (дополните перечень, воспользовавшись дополнительными источниками информации)
КАКИЕ ЕСТЬ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ У ЖИВОТНЫХ К АКТИВНОМУ НАПАДЕНИЮ?
Для активного нападения животного также используют приспособление к быстрому бегу (гепард), коллективная охота стаями (волки), электрические органы (электрический скат), острые когти (орел), зубы (тигр), ядовитые вещества. Так, на щупальцах кишечнополостных есть стрекательные клетки. Ожоги гидры опасны для мелких беспозвоночных животных, личинок и мальков рыб. Пауки с помощью хеліцер вводят яд в тело добычи вместе с пищеварительными соками. Яд служит им и для защиты от врагов. У шершней ядовитые железы связаны с жалом, которое представляет собой видоизмененный яйцеклад. С его помощью насекомые парализуют добычу или защищаются.
Змеи убивают добычу с помощью яда, вырабатываемого видоизмененными слюнными железами. Эту отраву они вводят с помощью удлиненных, острых и загнутых назад ядовитых зубов, расположенных на верхних челюстях. Такие зубы имеют борозду на передней поверхности или внутренний канал, по которым яд поступает в рану в теле добычи.

Д.З. Прочитать текст, табл. записать в тетрадь.

19.03.20.
Органи чуття їх значення.

Сведения об окружающем мире организм получает благодаря специальным чувствительным органам — нервным образованиям периферической части сенсорной системы, воспринимающим и анализирующим раздражение. Благодаря органам чувств у организма осуществляется целостной восприятие окружающего мира. Наличие органов чувств позволяет животным получать различную информацию, реагировать на нее в зависимости от ее значения и определять характер собственных действий в данной ситуации. Благодаря органам чувств одновременно с детальным анализом предметов и явлений внешнего мира происходит непрерывный синтез различных ощущений. Благодаря этому и осуществляется целостное восприятие окружающего мира.

№ п/п
Группы животных
Органы чувств
1
Простейшие
Нет органов чувств, но реагирует на воздействие внешней среды изменением направления движения – таксис.
2
Кишечнополостные
Чувствительные клетки сосредоточены главным образом на щупальцах и по краям зонтика.
3
Черви
Органы чувств развиты слабо. В основном это примитивные глазки, органы равновесия – статоцисты.
В почке есть осязательные клетки. У ленточных червей, нематод.
4
Моллюски
У них есть глаза на головном отделе или по краю мантии, органы равновесия статоцисты в ноге, осфрадий – органы химического чувства, у освоения жабр или в мантийной полости. Головоногие имеют сложно устроенные глаза.
5
Ракообразные
Органы осязания – антенны – длинные ушки.
Органы равновесия – антеннулы – короткие ушки.
Органы зрения – пара сложных фасеточных глаз, у некоторых (веслоногих) – один простой, науплиальный глаз.
Карапакс – определяет направление токов воды.
6
Паукообразные
Разное количество простых глаз. Клещи слепы. Слабое зрение компенсируется осязанием. Это многочисленные чувствительные волоски на теле и конечностях. Специальные волоски – трихоботрии воспринимают колебания воздуха на туловище и конечностях есть органы химического чувства – мировидные органы. На лапках передних ног – обонсетельные тарзальные органы. В глотке пауков – обнаружены вкусовые клетки.
7
Насекомые
По бокам головы расположены фасеточные глаза, а на лбу – 2.3 простых глазка – дорзальные глазки. Органы слуха (рецепторы звука) расположены на туловище или ногах, органы вкуса – на антеннах и лапках.
8
Рыбы
Глаза рыб имеют шаровидный хрусталик и плоскую роговицу – это приспособление к зрению в воде. Видят только на близком расстоянии. Органы обоняния – два слепых мешка в передней части головы. Органы слуха – внутреннее ухо. Благодаря плотности воды, звуковые волны хорошо передаются через кости черепа. Органы вкуса – в ротовой полости и по всей поверхности тела. Так же находятся и осязательные клетки. Для рыб характерен особый орган чувств – боковая линия.
9
Земноводные
У водных имеется боковая линия, клетки которой разбросаны по всему телу.
Орган обоняния – это ноздри, ведущие в носовые камеры. Органы зрения наземного типа: выпуклая роговица и двояко – выпуклый хрусталик. Глаза защищены веками. Органы слуха: появляется средняя ухо с барабанной перепонкой и слуховой косточкой – стремя.
10
Пресмыкающиеся
Вкусовые луковицы в глотке – органы вкуса: ямка между глазом и носом – орган тепловой чувствительности. Орган обоняния – хоаны и вомероназальный орган (для сбора химических веществ используется раздвоенный язык).
Орган слуха среднее и внутреннее ухо с увеличенной улиткой и круглым окном. Глаза наземного типа, но появляется в ресничном теле поперечно – полосатая мускулатура, изменяющая кривизну хрусталика.
11
Птицы
Основной орган ориентации птиц – зрение. Птицы видят мир во всем его богатстве цветов и оттенков. Причина превосходного зрения – в особом устройстве их сетчатки. У большинства птиц зрение монокулярное, т.е. пред птица видит только одним глазом. Пернатые хищники обзавелись бинокулярным зрением – предмет видят двумя глазами. Слух развит хорошо. Совы по остроте слуха превосходят всех птиц. Орган обоняния развит плохо. Термодетекторы регистрируют изменение температуры тела. У птиц развит вкус.
12
Млекопитающие
Развиты обоняние, слух, осязание, зрение, вкус. Большинство наземных животных обладает тонким обонянием. Слух тоже хорошо развит, этому способствуют ушные раковины (наружное ухо) зрение для млекопитающих имеет меньшее значение, чем для птиц. Далеко не все звери различают цвета.


Д.З. Таблицу переписать в тетрадь, п. 42, стр.182-183 прочитать, стр.184.упр.3 заполните табл.

Добрый день!


30.03.20. -7б
01.04.20.- 7а  
03.03.20. 7а, 7б.
Тема: Нервова система, її значення і розвиток у різних тварин. 
Сегодня на уроке мы будем изучать нервную систему животных. 
Все организмы взаимодействуют с окружающей их средой. Кто-то ищет место, где посветлее, кто-то любит вкусно покушать, и для всех этих, и многих других, целей у животных появилась нервная система. Что такое нервная системаЭто система, которая регулирует деятельность всех органов и систем организма. В основе ее лежат высокоспециализируемые нервные клетки. Функция нервной клетки заключается в приеме, возбуждении, проведении и передаче нервных импульсов.
Нервная клетка состоит из тела и отростков – длинных и коротких.
Эти клетки обладают раздражимостью – то есть реакцией на раздражение извне. Например, если лисица коснется лапой ежа – она тут же ее одернет. Мы скажем, что это произошло потому, что ей стало больно. А больно ей стало только потому, что на лапках у нее есть нервные окончания. Раздражителем в этой ситуации являются иголки, а нервные клетки лапы лисицы проявляют свойство раздражимости. Ответная реакция на любое воздействие раздражителя при помощи нервной системы называется рефлексом.
Этапы рефлекса:
  1. Восприятия раздражения
  2. Передача информации по нервной сети.
  3. Анализ полезной информации и выработка решения.
  4. Передача решения к исполнительным органам (мышцам).
  5. Сокращение мышц, одергивание лисицей лапы - ответная реакция организма.
Рефлексы подразделяются на условные и безусловные.
Безусловные – врожденные рефлексы:
Ориентировочный (животное обнюхивает предметы, поворачивает голову в сторону звука/света);
Оборонительный (пассивный – убегает, прячется, активный – кусается, царапается, лягается)
Пищевой (поедание растений, преследование добычи, прятание пищи «про запас»)
Инстинкт заботы о потомстве (Вскармливание детенышей, вылизывание их, защита)
Строительный (постройка гнезд, норок )
Условные – приобретенные, которые в процессе жизнедеятельности вырабатываются на основе безусловных:
Отрицательный рефлекс на запах человека, положительный, на вид человека, приносящего еду, дрессировка. Примечательно, что новые условные рефлексы вырабатываются постоянно, а те, которые не подкрепляются условными раздражителями – постепенно утрачиваются.


        Нервные клетки разбросаны по всему телу и образуют нервную сеть. По мере все большего скопления нервных клеток в определенных местах тела образуется нервная ткань.
У позвоночных нервная система располагается на спинной стороне тела. Она состоит из головного, спинного мозга и нервов.
1.Рыбы.
     Спинной мозг. Центральная нервная система рыб имеет вид трубки. Ее задний отдел – спинной мозг расположен в канале позвоночника, образованном верхними телами и дугами позвонков. От спинного мозга между каждой парой позвонков вправо и влево отходят нервы, управляющие работой мышц тела, плавников и органов, расположенных в полости тела.
     По нервам от чувствительных клеток на теле рыбы в спинной мозг поступают сигналы о раздражении.
      Головной мозг. Передняя часть нервной трубки рыбы и других позвоночных видоизменена в головной мозг, защищенный костями черепной коробки. В головном мозге позвоночных различают отделы: передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг. Все эти отделы головного мозга имеют большое значение в жизнедеятельности рыбы. Например, мозжечок управляет координацией движения и равновесием животного. Продолговатый мозг постепенно переходит в спинной мозг. Он играет большую роль в управлении дыханием, кровообращением, пищеварением и другими важнейшими функциями организма.
2.Земноводные и пресмыкающиеся.
      Центральная нервная система и органы чувств земноводных состоят из тех отделов, что и у рыб. Передний мозг развит сильнее, чем у рыб, и в нем можно различить два вздутия – большие полушария. Тело земноводных близко к земле, и им не приходится поддерживать равновесие. В связи с эти мозжечок, управляющий координацией движений, развит у них слабее, чем у рыб. Нервная система ящерицы сходна по строению с соответствующими системами земноводных. В головном мозге мозжечок, ведающий равновесием и координацией движений, развит более, чем у земноводных, что связано с большей подвижностью ящерицы и значительным разнообразием ее движений.
3.Птицы.
       Нервная система. В головном мозге хорошо развиты зрительные бугры среднего мозга. Мозжечок значительно больше, чем у других позвоночных, так как он - центр координации и согласованности движений, а птицы в полете совершают очень сложные движения.
      По сравнению с рыбами, земноводными и пресмыкающимися у птиц увеличены полушария переднего мозга.
4.Млекопитающие.
       Головной мозг млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных. Однако большие полушария переднего мозга имеют более сложное строение. Наружный слой больших полушарий состоит из нервных клеток, образующих кору мозга. У многих млекопитающих, в том числе и у собаки, кора больших полушарий настолько увеличена, что не лежит ровным слоем, а образует складки – извилины. Чем больше нервных клеток в коре мозга, тем больше она развита, тем больше в ней извилин. Если у подопытной собаки удалена кора больших полушарий, то у животного сохраняются врожденные инстинкты, но условные рефлексы уже никогда не образуются.

    Мозжечок хорошо развит и, подобно большим полушариям, имеет много извилин. Развитие мозжечка связано с координацией сложных движений млекопитающих.
    

Д.З. стр. 185-188, выполнить тест 
Код доступу 484195 
 посилання    join.naurok.ua

Добрый день!

06.04.20.
Тема: Розмноження та його значення. Форми розмноження тварин.   Статеві клітини та запліднення.
Розвиток тварин (з перетворенням та без перетворення). Періоди та тривалість життя тварин

1. Размножение животных.
2. Виды размножения

3. Развитие


Д.З. 1. Прочитайте  информацию по данной теме.
        2. Выпишите в тетрадь краткую информацию .
        3. Прослушайте видео.
        4. Выполните обобщающий тест. Завдання необхідно виконати до  13 квітня 08:00.
Код доступу 831857  посилання    join.naurok.ua

1 комментарий: